No Image

Футуризм в 21 веке

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 марта 2020

Футури́зм (лат. futurum — будущее ) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. В литературе футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.

Содержание

Возникновение [ править | править код ]

Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Он был написан для молодых итальянских художников. Маринетти писал: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…» В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль».

Помимо Маринетти, основоположниками футуризма были Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини, Франческо Балилла Прателла. В 1912 году в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.

Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. аэроживопись). Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».

Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и «Манифеста Коммунистической партии». Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

Футуризм в изобразительном искусстве [ править | править код ]

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражение сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.

Русский футуризм [ править | править код ]

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель группы футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя несколько ярких представителей футуристического направления, таких как Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро. В 1912 году был опубликован их первый манифест «Пощёчина общественному вкусу»,в котором прозвучал призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности».

В дальнейшем из русского футуризма стали появляться иные литературные направления и школы: имажинизм Есенина и Мариенгофа, конструктивизм Сельвинского, Луговского, эго-футуризм Северянина, будетлянство Хлебникова,ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова и, наконец, «ничевоки». К неофутуристам критики также причисляют метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, А. Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм — направление, в котором в разное время работали такие художники, как К. Малевич, Д. Бурлюк, Н. Гончарова, О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Экстер, А. Богомазов и другие.

Футуристическая архитектура [ править | править код ]

Архитектура футуризма родилась в начале XX века в Италии. Характеризуется сильной хроматикой, длинными динамическими рядами, символизирующими скорость, движение и лиризм. Футуристы выражали культ машинной эпохи.

Читайте также:  Дистиллированная вода двойной очистки

Неофутуризм [ править | править код ]

Неофутуризм — постмодернистское движение в искусстве, дизайне и архитектуре конца XX — начала XXI века, связанный с идеалистической верой в лучшее будущее, в гармонию человека, природы и высоких технологий [1] . Направление появилось и развивалось, начиная с ранних 60-х — конца 70-х годов, благодаря идейному лидеру Холу Фостеру; американскому архитектору Бакминстеру Фуллеру; финно-американскому архитектору и промышленному дизайнеру Ээро Сааринену; английской архитектурной группе «Аркигрэм», датскому архитектору Хенингу Ларсену; чешскому архитектору Яну Каплицкому; шведскому художнику Симону Сталенхагу, итальянскому световому скульптору Марко Ладоле; американскому концептуальному художнику Сиду Мид, американскому театральному сценаристу Грегу Аллену и русскому поэту Андрею Вознесенскому [ источник? ] .

Неофутуризм возобновил своё существование в 2007 году после публикации «Манифеста Неофутуристического Города» [2] , написанного дизайнером Вито Ди Бари (бывшим исполнительным директором ЮНЕСКО) для того, чтобы обрисовать футуристическое видение города Милана во время Всемирной выставки в Милане 2015 года.

Музей [ править | править код ]

В 2006 году в Санкт-Петербурге открылся Музей петербургского авангарда, в доме на улице Профессора Попова, где жил выдающийся деятель русского авангарда, живописец, скрипач и композитор Михаил Матюшин.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Лучевое оружие

Лучевое оружие в той или иной форме фигурирует в научной фантастике едва ли не с самого момента ее становления, как жанра творчества. Правда, пока реальные лазеры далеки от своих фантастических прототипов. Проблема лучевого оружия заключается в необходимости чрезвычайно мощного источника энергии. Не стоит забывать и о том, что подобные конструкции будет и весьма прихотливы. В тоже время, ВМС США уже испытывают первую лазерную корабельную пушку, а энтузиасты то и дело собирают ружья и пистолеты, способные продырявить картон или жестяную банку.

2. Домашние роботы

Рабство это отвратительно. Однако человеку непросто уйти от желания переложить на кого-то свою работу. Помочь в этом могли бы домашние роботы – неустанные трудяги, готовые привести в исполнение любую прихоть хозяина. Несмотря на то, что сегодня робототехника развивается достаточно активными темпами, до «домашних роботов» способных общаться, готовить, убирать и работать в качестве дворецкого, нынешним прототипам еще далеко.

3. Роботизированная медицина

В научной фантастике достаточно часто фигурирует образ полностью автоматизированных средств лечения. Здесь и роботы-хирурги в виде стола с клешнями, и баки, наполненные целебной субстанцией от всех недуг. Увы, пока ни того, ни другого нет. Универсальное лекарство едва ли появиться когда-нибудь вообще, а роботы все еще слишком несовершенны, чтобы доверить им работу с человеческим организмом.

4. 5D кинематограф

Пожалуй, с самого начала становления кинематографа, человечество начало неустанную гонку ощущений. Многим из нас хотелось бы, чтобы фильмы вышли на куда более высокий уровень взаимодействия с человеком. В частности, речь идет о том, чтобы «прочувствовать» фильм, например – запахи, соответствующие моменту. Впрочем, если задуматься, «аромат» пороховой гари, гниющей плоти и крови едва ли пользовался бы спросом у широкой аудитории.

5. Световой меч

Только ленивый поклонник франшизы «Звездные войны» не мечтает о настоящем световом меч. Когда интерес к франшизе подогревается очередной компьютерной игрой или фильмом, наиболее находчивые и умелые из фанатов тут же извергают очередную попытку создания такого меча. К сожалению сегодня, технология не позволяет создать что-то подобное, сохранив при этом хотя бы четверть свойств вымышленного оружия.

Читайте также:  Сколько по времени прогревать машину осенью

6. Ховерборд

Изобретение, которого нет, но к созданию, которого человечество подошло вплотную. Ожидается, что в ближайшие год-два на рынке действительно появятся первые настоящие ховерборды. Пока же приходится довольствоваться концептами и демонстрацией прототипов.

7. Телепортация

Телепортация могла бы решить много проблем человека. В конце концов, не тратить время на перемещение в пространстве – это, по меньшей мере, удобно. С точки зрения науки, эта вымышленная технология является одной из самых фантастических, но что важно – далеко не самой «невозможной». Несмотря на целую гору теоретических проблем, перемещение в пространстве действительно можно осуществить таким методов. В данный момент ученые из разных стран пытаются телепортировать отдельные атомы, молекулы и сгустки энергии.

8. Голограмма

Другая технология, к созданию которой человечество подошло вплотную – это голографическая проекция. Ничего подобного сегодня все еще не создано, однако есть несколько любопытных прототипов в этой области. Один из них, кстати, генерирует изображение из капелек воды.

9. Еда в таблетках

Подобная технология могла бы решить множество проблем и оказаться полезной в самых разнообразных отраслях. Достаточно упомянуть о том, что такие «чудо-таблетки» возможно помогли бы решить проблему голода на Земле. Впрочем, пока науке не удалось запихнуть курицу в таблетку, сохранив при этом ее пищевую, энергетическую и вкусовую ценность.

10. Летающий автомобиль

Летающий автомобиль долгое время был для футуристов XX века чем-то вроде воплощения века будущего. И вот этот век настал, а летающих автомобилей мы пока так и не получили. Ключевые проблемы в данной области – источник питания и организация движения. А ещё разработчикам придётся немало потрудиться над рентабельностью.

Пока разработки, о которых говорилось выше — фантастика. Тем больше интересно узнать про 15 фантазий из золотого века футуризма, которые стали реальностью .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Likes & Shares: 0

Нео-футуризм — это движение в искусстве, дизайне и архитектуре конца 20-го — начала 21 века. Это отход от скептического мироощущения постмодернизма, связанный с идеалистической верой в лучшее будущее и "необходимостью периодизировать современный контакт с технологическим". Этот пост-статья создан мною на основе материалов англоязычных источников и на него я буду часто ссылаться впредь, делая публикации в свою рубрику Cyber. Space. Future, чтоб вам было удобнее понимать, что за направление такое — нео-футуризм и с чем его едят =))

Нео-футуризм

Это авангардное движение является футуристическим переосмыслением внешнего вида и функциональности быстро растущих городов, находящихся под влиянием широкомасштабной урбанизации. Быстрая индустриализация, которая начала происходить на международной арене после окончания Второй Мировой войны, привнесла свежую струю в новые направления мысли в жизни, искусстве и архитектуре, что привело к появлению постмодернизма, неомодернизма, а затем и нео-футуризма. В западных странах футуристическая архитектура "эволюционировала" сначала в стиль Арт-деко, направление Гуги и Высокотехнологичную архитектуру (High Tech Architecture) и, наконец, в нео-футуризм. Неофутуристические урбанисты, архитекторы, дизайнеры и художники верят в города, высвобождающие эмоции, управляемые на основе экоэтических ценностей с внедрением новых материалов и технологий, чтобы обеспечить лучшее качество жизни для горожан.

Замечу от себя, что направление нео-футуризма очень сильно отличается от своего "предшественника", жанра "футуризм", который существовал еще в самом начале 20-го века и тогдашнее видение художниками и представителями других видов искусств того, как будет выглядеть будущее, имеют мало общего с нашим настоящим и с направлением нео-футуризма в частности, хотя, конечно, все начиналось именно с футуризма, со временем трансформировавшись в нечто большее, чем просто искусство.

Истоки

Направление появилось и развивалось, начиная с ранних 60-х и конца 70-х годов, благодаря идейному лидеру Холу Фостеру; американскому архитектору Бакминстеру Фуллеру; финно-американскому архитектору и промышленному дизайнеру Ээро Сааринену; английской архитектурной группе "Аркигрэм" (Питер Кук, Уоррен Чок, Рон Херрон, Деннис Кромптон, Майкл Уэбб и Дэвид Грин), базировавшейся в Архитектурной Ассоциации в Лондоне; американской авангардной архитектурной группе ArchiGO, существовавшей на базе Иллинойского технологического института; датскому архитектору Хенингу Ларсену; чешскому архитектору Яну Каплицкому; шведскому художнику Симону Сталенхагу, итальянскому световому скульптору Марко Ладоле; американскому концептуальному художнику Сиду Мид (ET: автору концептов для фильмов "Чужие" и "Трон"); американскому театральному сценаристу Грегу Аллену и русскому поэту Андрею Вознесенскому. И хотя он никогда не был построен, Дворец Веселья (1961), преподнесенный архитектором проекта Седриком Прайсом как "гигантская неофутуристическая машина", также оказал огромное влияние на других архитекторов, в частности, на создавших стиль "хай-тек" Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно, чей Центр Помпиду продолжил многие из идей Прайса.

Читайте также:  Крышка на двигатель ваз 2109

Определение

Нео-футуризм возобновил свое существование в 2007 году после публикации "Манифеста Неофутуристического Города", включенного в кандидатуру, представленную БМВ (Бюро международных выставок), и написанного инновационным дизайнером Вито Ди Бари (бывшим исполнительным директором ЮНЕСКО) для того, чтоб обрисовать видение города Милана во время Всемирной выставки в Милане 2015 года. Ди Бари определил свое неофутуристическое видение как "перекрестное опыление искусства, современных технологий и этических ценностей, которые объединены, чтобы создать всеобъемлюще высокое качество жизни"; он ссылается на Четвертый столп Теории устойчивого развития (ET: вообще их три — экономика, политика и экология, но Ди Бари сформировал Четвертый — культура) и сообщил, что название было вдохновлено докладом ООН "Наше общее будущее". Жан-Луи Коэн определил Нео-футуризм как "естественное следствие технологий, являющихся структурами, которые сегодня создают побочные продукты новых материалов с целью создания ранее невозможных форм". Этан Илфилд Мл. писал, что в современной неофутурстической эстетике машина становится неотъемлемым элементом самого творческого процесса, и генерирует появление художественных форм, которые были бы невозможны до появления компьютерных технологий. Определение Рейнера Банхема "une architecture autre" ("другая архитектура") — это название для архитектуры, которая технологически превосходит все предыдущие виды архитектуры, но обладает выразительной формой, так как Банхем высказался о неофутуристическом компьютеризированном Плаг-ин-Сити , который был создан архитектурной группой "Аркигрэм": ". форма не должна кануть в лету из-за функциональности".

Галерея из английской Википедии

Перезапуск неофутуристической архитектуры и искусства в 21 веке был творчески вдохновлен ирано-британским архитектором, обладательницей Притцкеровской премии Захой Хадид, испанским архитектором Сантьяго Калатравой и идейным лидером направления — итальянским инновационным дизайнером Вито Ди Бари.

Неофутуристические архитекторы, дизайнеры и художники: французский архитектор Денис Лэминг; американские художники Эрин Спарлер, Марлоу Родэйл, Лори Массон из Studio-X ; Панайотис Терзис, художники Питер Бардаззи и Мигель Овалль; урбан-нойз художник Джозеф Янг; французский дизайнер Патрик Жуин; британский художник Оливия Пик; японский дизайнер Юима Наказато; шведский художник Симон Сталенхаг и греческий художник Харис Тсевис. Нео-футуризм вобрал в себя некоторые темы и идеи высокотехнологичной архитектуры, включающие элементы хай-тек индустрии и технологии в строительное проектирование: технология и обстановка являются целью некоторых архитекторов этого движения, таких как Бакминстер Фуллер, Норман Фостер, Кензо Танге, Ренцо Пьяно, Ричард Роджерс, Фрай Отто, и Сантьяго Калатрава.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock detector