No Image

Порядок работы ямз 240

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 марта 2020

Дизель ЯМЗ-240Б (трактор К-701)

Дизель ЯМЗ-240Б отличается от двигателя ЯМЗ-240 дефорсированием его частот вращения (1900 вместо 2100 мин-1). Кроме того, фронтальная часть его выполнена с учетом особенностей работы системы охлаждения, которая более развита и имеет вентилятор высокой .производительности с гидромуфтой.

Двигатель ЯМЗ-240Б четырехтактный, с расположенными в два ряда цилиндрами, выполненными в одном блоке вместе с верхней частью картера. Направление вращения коленчатого вала правое. Порядок работы цилиндров: 1—12—5—8—3—10—6—7—2—11—4—9. Диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 140 мм, степень сжатия 16,5. На цилиндр приходятся два клапана (один—впускной, другой — выпускной). Фазы газораспределения: открытие впускного клапана 20° до ВМТ, выпускного—56° до ВМТ; закрытие выпускного клапана 56° после ВМТ, впускного — 20° после ВМТ. Диаметр тарелки клапанов: впускного — 61 мм, выпускного — 48 мм; высота подъема клапанов 13,5 мм. Зазор между клапаном и коромыслом в холодном состоянии составляет 0,25—0,30 мм. Угол опережения впрыска топлива 19°±1° до ВМТ. Давление начала подъема иглы форсунки 16,5±0,5 МПа. Масса незаправленного двигателя на момент поставки равна 1670 кг; его длина 1688 мм, ширина 1014 мм и высота 1374 мм. Поперечный разрез двигателя представлен на рис. 2.3. На рисунке показано, что на каждой шатунной шейке коленчатого вала устанавливаются два шатуна: один — для правого ряда; другой — для левого. Поэтому правый ряд цилиндров смещен относительно левого на 35 мм вперед. Блок-картер туннельного типа отлит из низколегированного серого чугуна специального состава. Гильзы цилиндров «(мокрого типа) своими буртами входят в выточки на верхней полке блока, а сверху прижимаются четырьмя головками цилиндров (одна та три цилиндра).

Нумерация цилиндров ведется по ходу от вентилятора к кабине справа (1—6) и слева (7—12). Головка цилиндров представляет собой отливку из низколегированного серого чугуна. Она крепится к блоку с помощью 14 шпилек. Стык головки цилиндров и блока уплотняется сталеасбестовой прокладкой. В ней размещаются клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки. Седла выпускных клапанов вставные. Они изготавливаются из специального жароупорного чугуна и запрессовываются в гнезда с натягом 0,004— 0,105 мм. Полость головки с клапанным механизмом и форсунками -закрыта крышкой, крепящейся к головке барашками. Стык между крышкой и головкой уплотняется резиновой прокладкой фигурного профиля. Все четыре головки взаимозаменяемые.

Коленчатый вал стальной, штампованный, содержит семь коренных и шесть шатунных шеек, закаленных токами высокой частоты.. Шатунные шейки имеют закрытые заглушками внутренние полости, в которых масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Шесть кривошипов вала расположены под углом 120° один к другому в трех плоскостях. На переднем конце коленчатого вала установлен

жидкостный гаситель крутильных колебаний, а на заднем (коническом)— ступица маховика. В качестве коренных подшипников коленчатого вала выступают роликовые подшипники, наружные кольца которых запрессованы в расточки картерной части блока. От осевых

перемещений их ограничивают стопорные кольца. Внутренних колец роликовые подшипники не имеют. Ролики двигаются непосредственно по беговым дорожкам, выполненным на опорных шейках коленчатого вала. При износе беговых дорожек на опорных шейках вала допускается их перешлифовка на ремонтные размеры с соответствующей заменой роликовых подшипников. Диаметры беговых дорожек и номера подшипников приведены в табл. 2.1.

Рис. 2.3. Поперечный разрез двигателя ЯМЗ-240Б

2.1. Диаметры беговых дорожек опорных шеек коленчатого вала и номера подшипников

От осевых перемещений коленчатый вал удерживается двумя бронзовыми кольцами, установленными в выточке корпуса, приклепанного к переднему торцу блока. Маховик отлит из серого чугуна и крепится болтами к специальной ступице. Его зубчатый венец служит для пуска двигателя стартером. В зацепление с зубчатым венцом при ручном проворачивании коленчатого вала вводится особая шестерня механизма поворота. Последний смонтирован на картере маховика с правой стороны двигателя. От переднего конца вала вращаются вентилятор системы охлаждения, генератор и компрессор.

Шатун стальной, кованый; его стержень имеет двутавровое сечение. Вдоль всего стержня просверлен канал для подачи смазки к подшипнику верхней головки шатуна. Нижняя головка снабжена разъемом, расположенным под углом 55° к оси стержня, что позволяет устанавливать и снимать комплект поршня с шатуном через цилиндр. Крышки шатунов взаимозаменяемы. На одном из стыков имеются метки в виде одинакового для обеих частей двузначного числа и риски, охватывающие обе части шатуна. Подшипник нижней головки шатуна снабжен сменными вкладышами, а верхней — запрессованной бронзовой втулкой. Вкладыши нижней головки шатуна тонкостенные, сменные. Верхние и нижние вкладыши взаимозаменяемые. Предусмотрено шесть ремонтных размеров вкладышей. Клеймо с номером ремонтного размера и уменьшенное значение диаметра шеек вала наносятся на тыльную сторону вкладыша вблизи стыка. Размеры шатунных шеек коленчатого вала и вкладышей приведены в табл. 2.2.

Поршни двигателя отлиты из специального высококремнистого алюминиевого сплава. Они имеют канавки для трех компрессионных и двух маслосъемных колец. Сечение компрессионных колец трапецеидальное, а маслосъемных — коробчатое с расширителями. Верхнее компрессионное кольцо по наружной поверхности покрыто слоем пористого хрома. С шатуном поршень соединяется пальцем плавающего типа; осевое перемещение пальца в поршне ограничивается

Читайте также:  Прогорела прокладка выпускного коллектора симптомы

стопорными кольцами. В головке поршня расположена камера сгорания. Поршни и гильзы цилиндров разбиваются на шесть размерных групп, принадлежность к которым обозначается соответствующей маркировкой на днищах поршней и верхних торцах гильз. Данные о размерах гильз и поршней приведены в табл. 2.3.

Быстроходные четырехтактные двигатели ЯМЗ-240, ЯМЗ-240Н (рис. 48) имеют V-образное расположение цилиндров под углом 75°. По внешнему виду двигатель ЯМЗ-240Н отличается от двигателя ЯМЗ-240 только наличием турбокомпрессоров.

Двигатели ЯМЗ в отличие от двигателя Д12А-375Б не имеют прицепных шатунов. На каждой шатунной шейке коленчатого вала установлено рядом по два шатуна для левого и правого цилиндров.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 48. Двигатель ЯМЗ-240Н:
1 — водяной насос; 2 — генератор; 3 — маслозакачи-вающий насос; 4 — водосборные трубопроводы; 5 — крышки головок цилиндров; 6 — впускной трубопровод; 7 — турбокомпрессоры; 8 — выпускные трубопроводы; 9 — масляный фильтр; 10 — маслоизмерительный -стержень; 11 — топливный фильтр тонкой очистки; 12 — топливный фильтр грубой очистки; 13 — топливоподкачивающие насосы

Порядок работы цилиндров: 1—12—5—8—3—10—6 — 7 — 2—11 — 4—9 (рис. 49).

На двигателях ЯМЗ коленчатый вал устанавливается на роликовых подшипниках качения, наружные кольца которых установлены в гнездах картера, а внутренними обоймами являются опорные шейки коленчатого вала.

Двигатели имеют верхнеклапанный механизм газораспределения с одним распределительным валом на оба ряда цилиндров. Каждый цилиндр имеет один впускной и один выпускной клапаны. На каждый ряд цилиндров установлены по две головки, т. е. одна головка на три цилиндра.

После-первых 100 ч работы двигателя необходимо подтянуть все внешние резьбовые соединения двигателя, а также гайки крепления головок цилиндров двигателя, проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в клапанном механизме двигателя. В дальнейшем подтяжку внешних резьбовых соединений производить через 100 ч работы двигателя; подтяжку гаек крепления головок цилиндров и проверку зазоров в клапанном механизме—через 500 ч.

Периодически, через 2000 ч работы двигателя, сняв с двигателя головки цилиндров и клапаны, очистить их от нагара, если необходимо — притереть клапаны к седлам.

Система питания двигателей топливом

На автомобиле БелАЗ-540А в систему питания (рис. 50) входят два топливных бака, кран отключения баков, фильтр предварительной очистки топлива, два топливоподкачивающих насоса, фильтр окончательной очистки топлива, топливопроводы и топ-ливоподкач‘ивающая аппаратура, смонтированная на двигателе.

На автомобиле БелАЗ-548А в систему питания дополнительно еще входят топливный бак и ручной топливоподкачивающий насос.

В случае установки на обоих автомобилях пускового подогревателя типа ПЖД-600 его подключают к системе питания двигателя. Расположение топливных баков на автомобиле БелАЗ-540А такое же, как на автомобиле БелАЗ-540.

На автомобиле БелАЗ-548А дополнительный топливный бак устанавливают с правой стороны внизу под основным топливным баком, с которым он соединен шлангом для перетекания топлива. Кроме того, дополнительный бак соединен топливопроводом с левым топливным баком для выравнивания давления при изменении уровня топлива. Забор топлива на автомобиле БелАЗ-548А осуществляется из дополнительного бака.

Рис. 49. Схема расположения цилиндров двигателя:
1 — правый блок цилиндров; II— левый блок цилиндров; III — маховик

На автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и 531Г система питания двигателя топливом выполнена по схеме, аналогичной системе питания на автомобиле БелАЗ-548А; но вместо трех топливных баков имеется один.

Рис. 50. Система питания двигателя топливом на автомобиле Бё л A3-540А:
1 — топливные баки; 2 — заправочная горловина; 3 — кран отключения топливных баков; 4 — пусковой подогреватель двигателя; 5 — фильтр предварительной очистки топлива; 6 — топливоподкачивагощие насосы; 7 — фильтр окончательной’ очистки топлива; 8 — пробки выпуска воздуха из системы; 9 — топливный насос высокого давления; Ю — форсунки; 11 — топливопроводы слива топлива из форсунок; 12 — топливопровод объединенной системы выпуска воздуха при работе двигателя; 13 — датчик указателя уровня топлива; 14 — сливная пробка на поперечине рамы; 15 — емкость в поперечине рамы автомобиля для сбора топлива

Излишки топлива от форсунок на автомобиле БелАЗ-548А и на автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и БелАЗ-531Г по топливопроводу сливаются в топливный бак. На автомобиле БелАЗ-540А излишки топлива от форсунок отводятся по специальному топливопроводу в пустотелую поперечину рамы, которая используется в качестве емкости и снизу имеет сливную пробку. Накапливающееся в поперечине топливо следует сливать и после фильтрации можно использовать для питания двигателя.

Ручной топливоподкачивающий насос (рис. 51), устанавливаемый на автомобиле БелАЗ-458А и автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и БелАЭ-531Г, предназначен для прокачки топливной системы, когда уровень топлива в баке ниже топливоподающей аппаратуры двигателя и топливо из бака не может самотеком поступать в систему питания двигателя.

Читайте также:  Бензонасос тойота королла е150

Насос — диафрагменного типа, имеет всасывающий и нагнетательный клапаны, последовательное открытие которых при перемещении диафрагмы обеспечивает подачу топлива из бака в систему.

Для предохранения насоса от повреждения в случае повышения давления в нагнетательной магистрали установлен редукционный клапан, который прекращает подачу топлива в нагнетательную магистраль, если давление в ней повысится до 1,4 кГ/см2.

При использовании насоса темп качания не должен превышать 60 качков в минуту, при этом к рукоятке насоса нельзя прикладывать значительных усилий.

Привод управления подачей топлива. Правильно отрегулированный привод (рис. 52) должен обеспечивать полное перемещение рычага подачи топлива на регуляторе между винтом холостых оборотов и винтом максимальных оборотов при одновременном правильном положении педали.

Расстояние от оси педали до пола кабины (без коврика) в положении ее, соответствующем минимальным оборотам холостого хода, должно быть 109 мм.

При регулировке, установив педаль в таком положении, необходимо соединить ее тягами с рычагом на регуляторе, который должен быть прижат к винту минимальных оборотов холостого хода. Затем проверить нажатием на педаль полное перемещение рычага регулятора к винту максимальных оборотов. При необходимости отрегулировать привод, изменяя длину тяг.

Рис. 51. Ручной топливоподкачивающий насос:
1 — корпус; 2 — редукционный клапан; 3 — нагнетательный клапан; 4 — крышка; 5 — диафрагма; 6 — всасывающий клапан

Рис. 52. Привод управления подачей топлива: а — вид с левой стороны автомобиля; б — вид спереди автомобиля;
1 — рукоятка ручного управления; 2, 7 и 10 — тяги; 3, 6 и 9 — рычаги; 4 — педаль; 5 — вал педали; 8 —- вал; 11 — рычаг подачи топлива на регуляторе; 12 — скоба выключения подачи топлива на регуляторе; 13 — трос останова двигателя; 14 — рукоятка останова двигателя

Система питания двигателей воздухом

В системе питания двигателей воздухом применяются воздушные фильтры контактно-масляного типа. Исключение составляют автомобили-тягачи БелАЭ-531 и БелАЗ-531Г, на которых устанавливается воздушный фильтр ВТИ-4.

На автомобиле БелАЗ-540А устанавливаются два воздушных фильтра, на автомобиле БелАЗ-548А — три фильтра. В системе фильтры работают параллельно.

Воздушные фильтры установлены на правом крыле автомобиля под капотом (рис. 53). Воздух забирается снаружи через специальные окна в капоте, закрытые защитными колпаками. Плотное соединение воздухозаборного отверстия фильтра с капотом обеспечивается резиновой муфтой, поджимаемой пружиной. Фильтр на воздухопроводе крепится стержнем.

Система смазки двигателей

Система смазки двигателей — комбинированная, с заправкой масла в поддон картера двигателя.

На рис. 54 показана система смазки двигателя ЯМЗ-240. По такой же схеме выполнена система смазки двигателя ЯМЗ-240Н, у которого дополнительно подключены турбокомпрессоры. Датчик указателя давления масла в подшипниках подключен к правому турбокомпрессору.

Давление масла в системе смазки двигателя контролируют по указателю давления, датчик которого установлен впереди на правой боковой поверхности картера.

Рядом с датчиком давления масла установлен датчик контрольной лампы аварийного давления масла, который включает лампу в случае падения давления масла в системе ниже 1,7 кГ/см2.

Температуру масла контролируют по указателю, датчик 8 которого расположен на передней стенке поддона картера двигателя.

К масляной магистрали двигателя параллельно подключена система смазки компрессора.

Рис. 53. Установка на автомобиле воздушного фильтра:
1 — защитный колпак; 2 — капот автомобиля; 3 — резиновая муфта; 4 — крышка фильтра; 5 — фильтрующий элемент; в — масляная ванна фильтра; 7 — стержень крепления фильтра

Рис. 54. Система смазки двигателя ЯМЗ-240:
1 — масляный радиатор; 2 — дополнительная пробка слива масла из системы; 3 — кран отключения масляного радиатора; 4 — маслонзмерительный стержень; 5 — датчик контрольной лампы аварийного давления масла в системе смазки; 6 — масляный фильтр; 7 — датчик указателя давления масла в системе; 8 — датчик указателя температуры масла; 9 — пробка слива масла из поддона картера двигателя; 10 — маслозакачиваю-щий насос; 11 — перепускной клапан насоса; 12 — обратный клапан; 13 — компрессор

При применении для двигателя ЯМЗ-240 масла М10В по ТУ 38-1-210—68 и для двигателя ЯМЗ-240Н масла М10Г по ТУ 38-1-211—68 замену масла и фильтрующих элементов масляного фильтра производят через 200 ч работы двигателя.

При изменении сезона эксплуатации во время замены масла в двигателе снимают и промывают поддон картера двигателя и сетки заборников масляного насоса, удаляют смолистые отложения со стенок картера двигателя.

Для полного слива масла из системы во время замены открывают пробку на штуцере крана отключения масляного радиатора и сливают масло из радиатора и маслопроводов при обоих крайних положениях а и б рукоятки крана.

Система охлаждения двигателей

Система охлаждения двигателей — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости от насоса. Циркулирующей в системе жидкостью охлаждаются гильзы цилиндров и головкй цилиндров двигателя, а также блок и головка цилиндров компрессора.

В систему охлаждения двигателя (рис. 55) параллельно водяному радиатору включен радиатор отопителя кабины, который забирает часть тепла для обогрева кабины. Радиатор отопителя включают краном. В зависимости от степени нагрева жидкости движение ее в системе осуществляется или по малому кругу циркуляции (радиатор отключен), или по большому кругу циркуляции (через радиатор).

Читайте также:  Установка сигнализации томагавк tw 9010 своими руками

Рис. 55. Система охлаждения двигателя ЯМЗ-240:
1 — водяной радиатор; 2 — пароотводные трубки; 3 — расширительный бачок; 4 — пробка заправочной горловины; 5 — радиатор отопителя кабины; б — компрессор; 7 — кран отключения радиатора отопителя кабины; 8 — термостаты; 9 — указатель температуры жидкости; 10 — рубашка охлаждения двигателя; 11 — водяной насос; 12 — сливные краны; 13 — пусковой подогреватель двигателя

Направление потока жидкости регулируют термостатами, установленными в водосборных трубах двигателя.

Система пароотводных трубок соединяет верхний бачок радиатора и водяные трубы с верхней частью расширительного бачка, в который удаляются пары воды и воздух, попавший в систему.

Температуру жидкости в системе охлаждения контролируют по указателю 9 температуры, датчик которого установлен на водосборной трубе левого блока цилиндров.

Отличие системы охлаждения двигателя автомобиля БелАЗ-548А заключается в установке в ней двух водяных радиаторов (вместо одного на БелАЗ-540А) и вентиляторов с увеличенной шириной лопастей.

Привод вентиляторов на автомобилях БелАЗ-540А, БелАЗ-548А и автомобилях-тягачах БелАЗ-531 и БелАЭ-531Г имеет такую же конструкцию, как на автомобиле БелАЗ-540.

Сливной кран для удаления жидкости из системы охлаждения расположен в нижней части корпуса водяного насоса.

На двигателях, оборудованных пусковым подогревателем, имеется еще дополнительный сливной кран на котле подогревателя.

Система предпускового подогрева двигателей

Для облегчения пуска двигателей при-низких температурах на автомобилях БелАЗ-540А, БелАЗ-548А и автомобилях-тягачах БелАЗ-531, БелАЭ-531 Г устанавливаются пусковые подогреватели типа ПЖД-600 (рис. 56).

При установке пускового подогревателя двигатели ЯМЗ снабжаются дополнительным поддоном 3, который обеспечивает направленное движение выпускных газов подогревателя на поддон картера двигателя для разогрева в нем масла. Циркуляция жидкости при работе пускового подогревателя показана на рис. 55. Устройство, правила эксплуатации и неисправности подогревателя ПЖД-600 описаны в разделе «Система предпускового подогрева двигателя Д12А-375Б».

Рис. 56. Установка пускового подогревателя двигателя на автомобиле БелАЗ-540А:
1 — рама автомобиля; 2 — поддон картера двигателя; 3 — дополнительный поддон; 4 — Руоопровод подвода горячих газов подогревателя к двигателю; 5 — пусковой подогреватель сооре; 6 — трубопровод подвода жидкости к подогревателю; 7 — трубопровод отвода нагретой жидкости к двигателю

ЯМЗ-240

Двигатель ЯМЗ-240М.
Музей ОАО «Докучаевский флюсо-доломитный комбинат»
Производитель ЯМЗ
Тип дизельный
Объём 22 299 см 3
Максимальная мощность 360 л. с. , при 2 100 об/мин
Максимальный крутящий момент 1 275 Н·м , при 1 500 об/мин
Конфигурация V-образный
Цилиндров 12
Клапанов 24
Диаметр цилиндра 130 мм
Ход поршня 140 мм
Система питания топливоподкачивающий насос низкого и топливный насос высокого давления
Охлаждение жидкостное
Клапанной механизм OHV
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ чугун
Тактность (число тактов) четырёхтактный
Порядок работы цилиндров 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9
Максимальные обороты 2100
Рекомендованное топливо дизельное топливо

Содержание

История [ править | править код ]

В конце 1962 года Ярославским моторным заводом было освоено производство четырёхтактного V-образного двенадцатицилиндрового дизельного двигателя, унифицированного с V-образным шестицилиндровым ЯМЗ-236 и V-образным восьмицилиндровым ЯМЗ-238. Топливные насосы высокого давления выпускаются на Ярославском заводе топливной аппаратуры.

Применение [ править | править код ]

Двигатель дизельный, четырёхтактный, V-образный двенадцатицилиндровый, в основном устанавливается на автомобили типа БелАЗ-540 (Белорусский автомобильный завод), снегоболотоход ШСГ-401, модификации трактора К-700, железнодорожную технику (дизель-поезд МДП4, выправочно-подбивочно-отделочные машины).

Серия ЯМЗ 240 включает в себя 4 модели:

  • ЯМЗ 240БМ2-4 (220 кВт/300 л.с., 1275 н/м при 1300-1600 об/мин, 1720 кг)
  • ЯМЗ 240М2 (265 кВт/360 л.с., 1275 н/м при 1600 об/мин, 1670 кг)
  • ЯМЗ 240ПМ2 (309 кВт/420 л.с., 1491 н/м при 1600 об/мин, 1790 кг)
  • ЯМЗ 240НМ2 (368 кВт/500 л.с., 1815 н/м при 1600 об/мин, 1790 кг) [1]

Характеристики [ править | править код ]

Двигатель V-образный двенадцатицилиндровый четырёхтактный.

  • Диаметрцилиндра: 130 мм
  • Ход поршня: 140 мм
  • Степень сжатия: 16,5
  • Рабочий объём: 22 299 см³
  • Угол развала цилиндров: 75°
  • Порядок работы цилиндров: 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9
  • Мощность: 360 л.с при 2 100 об/мин (ЯМЗ-240)
  • Мощность: 420 л.с при 2 100 об/мин (ЯМЗ-240П)
  • Мощность: 500 л.с при 2 100 об/мин (ЯМЗ-240Н)
  • Крутящий момент: 1275 Н·м (130 кгс·м) (ЯМЗ-240)
  • Крутящий момент: 1491 Н·м (152 кгс·м) (ЯМЗ-240П)
  • Крутящий момент: 1814 Н·м (185 кгс·м) (ЯМЗ-240Н)
  • Обороты максимального крутящего момента: 1500 об/мин

См. также [ править | править код ]

Примечания [ править | править код ]

  1. ↑Модельный ряд серии ЯМЗ 240(неопр.) . Ярославские моторы.

Литература [ править | править код ]

  • Ремонт двигателей ЯМЗ-236, 238, 240. Конструкция, принцип действия, диагностика неисправностей, ремонт. Практическое руководство. — «Сверчок Ъ», 2009. — 116 с. — ISBN 978-5-98842-118-4

Ссылки [ править | править код ]

* Двигатели ЯМЗ V-образные 12-цилиндровые. Официальный сайт «Ярославский моторный завод»

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector