No Image

Сервомеханизм сцепления т 130

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 марта 2020

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ И МУФТАМИ ПОВОРОТА ТРАКТОРА Т-130М

Гидравлические сервомеханизмы сцепления трактора Т-130М

Для уменьшения усилия управления сцеплением до 60—80 Н (6—8 кгс) в тракторе использован гидравлический сервомеханизм (рис. 72).

Гидравлический сервомеханизм сцепления прикреплен слева к верхней половине кожуха сцепления и представляет собой легкосъемный узел, состоящий из чугунного корпуса 4, в котором смонтированы управляющие и исполнительные звенья и рычажная передаточная система.

Сверху корпус закрыт крышкой 5. В корпусе перемещается управляющее звено, состоящее из штока 6, пружины и стержня.

В цилиндрической расточке корпуса свободно перемещается поршень 3 (исполнительное звено),

в днище которого запрессован упор /, взаимодействующий с роликом 19 валика сервомеханизма. Между управляющим и исполнительным звеном установлена пружина, обеспечивающая между звеньями максимальный зазор.

Полость высокого давления уплотнена резиновым U-образным уплотнением в подвижном соединении и резиновым кольцом — в неподвижном. Пыльник предохраняет уплотнение от абразивных частиц. Полость низкого давления (слива) уплотнена прокладками 21.

Масло от насоса попадает в полость порционера (делителя потока) 12; один поток масла направляется в полость сервомеханизма, а второй — к сервомеханизму муфт поворота.

Из полости сервомеханизма масло проходит через систему каналов в полость М, а из нее через трубопровод, который установлен на машине вместо штуцера 20, в масляный бак.

На первом участке хода управляющего звена исполнительное звено остается неподвижным. Уменьшение зазора между управляющим и исполнительным звеньями при выборе свободного хода не вызывает в сервомеханизме никаких процессов, лишь незначительно увеличивается давление слива. При дальнейшем уменьшении зазора между звеньями в полости сервомеханизма начинает расти давление масла. Сила прижатия дисков сцепления уменьшается до нуля при неизменной силе сжатия пружин сцепления; усилие на управляющем звене продолжает расти, но нажимной диск сцепления

остается неподвижным. На этом участке хода управляющего звена происходит частичная пробуксовка сцепления.

Рис. 72. Гидравлический сервомеханизм сцепления:
1—упор, 2—пружина, 3—поршень, 4—корпус, 5—крышка, 6—шток, 7—контрящий винт, в— наконечник, 9, 21— прокладка, 10, 22—болт, 11 — винт, 12—порционер, 13— упор, 14—заглушка, 15—уплотнение, 16— втулка, 17—рычаг выключения, 18—ось, 19—ролик, 20—штуцер, 23—крышка.

Если давление в полости сервомеханизма достаточно велико, исполнительное звено перемещается вместе с управляющим. Сила сжатия пружин сцепления увеличивается, рабочее давление в этой полости возрастает пропорционально росту силы сжатия пружин, а усилие на управляющем звене остается постоянным. На этом участке хода управляющего звена увеличивается зазор между дисками сцепления.

Когда исполнительное звено дойдет до упора (муфта выключения упрется в тормозок), давление в полости сервомеханизма начнет резко возрастать. За счет гидравлической неуравновешенности клапан начинает приподниматься, преодолевая усилие предварительно сжатой пружины клапана и позволяя рабочей жидкости сливаться в полость М. Если тракторист приложит к педали сцепления дополнительное усилие, пружина клапана сожмется еще сильней, и в полости сервомеханизма возрастет давление.

Начало дополнительного сжатия пружин клапана тракторист чувствует по увеличению усилия на органах управления. Таким образом, давление в полости сервомеханизма оказывается пропорциональным величине сжатия пружины клапана, а при неподвижном исполнительном звене действующее на него усилие пропорционально давлению в полости сервомеханизма. В сервомеханизме управляющее звено является одновременно и предохранительным клапаном.

При нажатии на педаль 4 (см. рис. 56) сцепления, которая движется вместе с валиком 3 во втулках левой колонки управления, внутренний рычаг, жестко соединенный с этим же валиком, также начинает двигаться вниз, перемещая распорную тягу. Тяга, действующая
на плечо промежуточного, рычага, поворачивает против часовой стрелки валик, на котором закреплен рычаг 1 управления с роликом. Ролик воздействует на управляющее звено, перемещает его вниз и включает сервомеханизм. При движении тяги, преодолевается усилие оттяжной пружины, которая должна четко возвращать рычажную систему в первоначальное положение. Натяжение пружины регулируется вворачиванием или выворачиванием регулировочного пальца.

Во время перемещения поршня 3 (см. рис. 72) поворачивается валик, на котором закреплен вертикальный рычаг выключения 14 (см. рис. 56), соединенный с отводкой 16 сцепления с ломощью шаровой гайки 15 и регулировочной вилки.

Устройство, запчасти и комплектующие.

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ

РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________

ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________

КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

Ремонт сервомеханизма муфты сцепления бульдозеров Т-130, Т-170

Снятие и разборка сервомеханизма бульдозеров Т-130, Т-170

Снимают панели пола в кабине трактора и крышку люка на верхнем кожухе муфты сцепления. Отсоединяют от сервомеханизма три гидравлических трубопровода.

Рис.6. Сервомеханизм Т-130/170 муфты сцепления

Ввертывают до упора полый болт 31 (рис. 6) в отверстие корпуса 1 сервомеханизма после отсоединения сливной трубы. Расстопоривают и отвертывают штуцер рукава подачи смазочного материала.

Отсоединяют тягу от рычага муфты сцепления, расшплинтовав и отвернув контргайку и шаровую гайку. Снимают с вала сервомеханизма рычаг в сборе с тягой, ослабив стяжной болт крепления рычага.

Отсоединяют от рычагов на верхней половине кожуха муфты сцепления тягу блокировки коробки передач, тягу включения шестерни бендикса и тягу тормоза.

Отвертывают болты крепления верхней половины кожуха муфты сцепления, приподнимают верхнюю половину кожуха, так чтобы корпус сервомеханизма Т-170/130 был выше лонжерона трактора.

Читайте также:  Установка проставочных колец под динамики

Ослабляют гайки на шпильках крепления сервомеханизма, вывертывают шпильки и один (нижний) болт из кожуха муфты сцепления.

Шпильки из кожуха вывертывают с помощью двух гаек, навернутых на них колец и затянутых навстречу друг другу. Снимают сервомеханизм Т-130/170 с установленных штифтов, повернув его, выбивают шпонку с конца вала внутри кожуха муфты сцепления.

Снимают с трактора сервомеханизм в сборе с валом вместе со шпильками и болтами крепления.

При разборке механизма расстопоривают и вывертывают пробку 18, снимают регулировочные прокладки 17.

Вывертывают стопорный винт 16. Отвертывают болты 19 и снимают крышку 7 в сборе из корпуса 1 сервомеханизма Т-130/170.

Вынимают из корпуса 1 клапан 4 в сборе, пружину 20 и поршень 3 в сборе. Вывертывают пробку 21, две пробки 24, вынимают два удлинительных кольца 23 и золотник 22 из корпуса.

Выпрессовывают пяту 2 из поршня 3 и втулку 27 с заглушкой 25 из корпуса 1 только при ослаблении посадок или предельном износе внутренних поверхностей.

Снимают ролик 30 вала, расшплинтовав и вынув палец 29. При необходимости снимают два уплотнительных кольца 26.

Свертывают шток 9 клапана со стержня 5. Вынимают из клапана 4 стержень 5, шток 9 и пружину 6.

Отвертывают болты 13 и снимают крышку 15, воротник 14 и пластину 12. Вынимают из крышки 7 манжету 11 и манжетодержатель 10.

Снимают при необходимости уплотнительное кольцо 8.

Сборка сервомеханизма бульдозеров Т-130, Т-170

При сборке сервомеханизма муфты сцепления необходимо соблюдать следующие требования:

Золотник 22 (см. рис. 1), клапан 9 и поршень 3 должны перемещаться свободно, без заеданий;

Выступание поверхности В относительно поверхности Г должно быть не более 1,6 мм, а утопание —не более 0,5 мм;

Заглушку 25 и болты 33 следует ставить на сурике железном густотертом.

Смазывают трущиеся поверхности сопрягаемых деталей чистым моторным маслом. Надевают на стержень 5 (см. рис. 6) последовательно клапан 4, пружину 6 и шток 9.

Навертывают шток 9 на стер­жень 5, выдержав размер (75 ± 2,5) мм между торцами штока и клапана.

Устанавливают уплотнительное кольцо 8 в кольцевую канавку крышки 7.

Кольцо должно быть упругим, без повреждений, не перекручено и выступать над цилиндрической посадочной поверхностью крышки на 0,75 мм.

Устанавливают в крышку 7 последовательно манжетодержатель 10, манжету 11, пластину 12, воротник 14 и крышку 15.

Совмещают отверстия крышки 15 и пластины 12 с резьбовыми отверстиями крышки 7 и завертывают, не затягивая, болты 13 с пружинными шайбами.

Устанавливают ролик 30 в проушину вала, вставляют и зашплинтовывают палец 29. Устанавливают два уплотнительных кольца 26 в канавки вала.

Кольца должны быть упругими, без повреждений, не перекручены и выступать над цилиндрической посадочной поверхностью вала на 0,5 мм.

Обезжиривают бензином-растворителем и протирают привалочные поверхности крышки 34 и корпуса 1 сервомеханизма Т-170/130.

Устанавливают крышку 34 с прокладкой 32 на корпус и закрепляют болтами 33 с гладкими медными шайбами. Прокладку крышки смазывают с обеих сторон герметиком.

Завертывают пробку 21. Устанавливают золотник 22 и завертывают две пробки 24 с уплотнительными кольцами 23.

Устанавливают вал 28 в сборе в отверстие втулки 27, запрессованной в корпусе 1 сервомеханизма Т-130.

Ввертывают полый болт 31 (болт крепления сливной трубы) в резьбовое отверстие корпуса 1 сервомеханизма Т-130 до упора.

Устанавливают в корпус поршень 3 в сборе с пятой 2, пружину 20, клапан 9 в сборе и крышку 7 в сборе.

Закрепляют крышку на корпусе болтами 19 с пружинными шайбами. Затягивают болты 13; стопорный винт 16 и пробку 18 устанавливают после регулировки сервомеханизма.

Регулировка сервомеханизма бульдозеров Т-170, Т-130

Шток клапана должен перемещаться на расстояние 31 . . 33 мм, преодолевая момент сопротивления 195 Нм на валу 28.

На последнем участке хода клапана, равном 6 мм, вал сервомеханизма должен быть неподвижным (иметь жесткий упор).

Давление в полости золотника (контролируют по манометру) в конце хода клапана должно быть в пределах 4,9 . 5,5 МПа.

Регулируют давление, вращая стержень относительно штока клапана.

При вращении стержня против часовой стрелки (если смотреть в отверстие штока) давление увеличивается, при вращении по часовой стрелке—уменьшается.

По окончании регулировки сервомеханизма Т-130/170 стопорят стержень винтом.

Регулируют размер Д, который должен быть в пределах 96,5 . 101 мм (при полностью выдвинутом штоке клапана) поста­новкой фибровых прокладок — от одной до трех.

Ввертывают пробку в шток клапана.

При плавном снятии силы, воздействующей на шток клапана, вся система должна плавно возвращаться в исходное положение.

Течь масла через прокладки, втулки и уплотнения не допускается.

Установка сервомеханизма бульдозеров Т-130, Т-170

При установке сервомеханизма сначала устанавливают на штифты верхнего кожуха муфты сцепления фланцевую прокладку, смазав ее с обеих сторон герметиком.

Вставляют в отверстие корпуса сервомеханизма шпильки с надетыми шайбами и навинченными гайками и болт с пружинной шайбой (болт ставят в нижнее отверстие).

Устанавливают конец вала сервомеханизма Т-170/130 с уплотнительным кольцом в отверстие втулки кожуха и, развернув корпус сервомеханизма, забивают шпонку в паз вала.

Устанавливают сервомеханизм на штифты и фланцевую прокладку. Завертывают в кожух шпильки и закрепляют сервомеханизм четырьмя гайками и болтом.

Читайте также:  Блок предохранителей газель 405

Надевают и закрепляют на валу сервомеханизма рычаг в сборе с тягой, установив конец тяги в проушину рычага муфты сцепления.

Устанавливают и закрепляют верхнюю половину кожуха муфты сцепления, навертывают на тягу шаровую гайку, подсоединяют штуцер рукава подачи смазочного материала к рычагу муфты сцепления.

Вывертывают полый болт 31 и подсоединяют к сервомеханизму трубу подвода масла от гидронасоса, трубу отвода масла к серво­механизму бортовых фрикционов и сливную трубу.

Регулируют свободный ход штока клапана сервомеханизма и зазор между штоком и роликом нажимного рычага.

Регулирование муфты сцепления, сервомеханизма муфты сцепления и блокировочного механизма.

Регулирование муфты сцепления и приводов ее управления заключается в обеспечении зазора 10 ± 1 мм между фланцем 1 (рис. 8.20) и отжимной муфтой 6, установке лапок рычагов 2 в одной плоскости и обеспечении свободного хода 14+1 мм штока 17 (рис. 8.21) сервомеханизма.

Рис. 8.20. Регулирование муфты сцепления:

1 – фланец; 2 – рычаг; 3 – призма; 4 – гайка регулирования; 5 – болт; 6 – муфта отжимная; 7 – рычаг выключения муфты сцепления

В процессе эксплуатации из-за износа фрикционных накладок происходит уменьшение зазора в муфте и свободного хода штока сервомеханизма. При уменьшении зазора между фланцем и отжимной муфтой до 2+1 мм, что соответствует 6+1,5 мм свободного хода штока сервомеханизма, необходимо произвести регулирование.

Для регулирования муфты сцепления:

– установить рычаги переключения КП в нейтральное положение;

– открыть люк кожуха муфты сцепления и расконтрить регулировочные гайки 4 (рис. 8.20) всех трех рычагов;

– установить (с помощью шаблона) вращением регулировочных гаек 4 трех рычагов зазор 10 ± 1 мм между фланцем 1 и отжимной муфтой 6 и зазор от 0 до 0,2 мм между рычагами 2 и фланцем отжимной муфты 6.

Регулирование сервомеханизма муфты сцепления.

После регулирования зазоров в муфте сцепления следует убедиться в наличии между штоком 17 (рис. 8.21) сервомеханизма и нажимным рычагом 5 зазора А от 0,5 до 1 мм. Зазор устанавливается вращением упора 11 на колонке педали. Замерить свободный ход штока 17 (утопание штока при нажатии на педаль). Ход должен быть равен 14+1 мм.

В случае необходимости отрегулировать величину свободного хода вращением шаровой гайки 2, находящейся внутри кожуха муфты сцепления. Шаровую гайку законтрить стопором 1 (корончатой гайкой) и установить шплинт.

Рис. 8.21. Регулирование блокировочного механизма:

1 – стопор; 2 – гайка шаровая; 3, 4,14 – рычаг; 5 – рычаг нажимной; 6 – фиксатор педали муфты сцепления; 7 – кронштейн; 8 – валик; 9 – педаль; 10 – рычаг валика фиксаторов; 11 – упор; 12 – ось; 13 – тяга; 15 – вилка регулировочная; 16 – тяга регулировочная блокировки; 17 – шток сервомеханизма; А – зазор (0,5–1) мм

внимание! Регулирование свободного хода штока сервомеханизма производить только при отрегулированных зазорах в муфте сцепления.

После регулирования сервомеханизма рекомендуется проверить давление масла в его рабочей полости. Для этого необходимо:

– поставить на защелку рычаг механизма управления поворотом;

– снять левую переднюю панель пола в кабине трактора, вывернуть пробку 6 (рис. 8.22) из корпуса сервомеханизма, и вместо нее подсоединить манометр при помощи переходника, рукава высокого давления и переходника с прокладкой (из ЗИП).

Рис. 8.22. Сервомеханизм муфты сцепления:

1 – стержень регулировочный; 2 – винт стопорный; 3, 6 – пробка; 4 – шток; 5 – клапан; 7 – корпус; 8 – пята; 9 – вал; 10 – болт

Пустить дизель и, нажимая педаль муфты сцепления, проверить давление в рабочей полости сервомеханизма, в конце хода штока. Давление должно быть от 5 до 6,5 МПа (от 50 до 60 кгс/см²) при температуре масла от 30 до 60 °С.

Для регулирования давления снять наружный нажимной рычаг с роликом, расконтрить и снять пробку 3, вывернуть стопорный винт 2 и вынуть его.

Вставить отвертку в паз стержня 1. Удерживая шток от проворачивания ключом и вращая отверткой стержень, отрегулировать давление. При вращении по часовой стрелке давление уменьшается, против часовой стрелки – увеличивается.

Установить нажимной рычаг с роликом и, нажимая педаль муфты сцепления, проверить давление.

По окончании регулирования законтрить

стержень стопорным винтом, в шток клапана

ввернуть пробку 3 и законтрить ее проволокой.

Заглушить дизель. Отсоединить манометр и ввернуть пробку 6.

Проверить, при необходимости отрегулировать величину зазора А (рис. 8.21) между роликом и штоком клапана сервомеханизма.

Регулирование блокировочного механизма при включенной муфте сцепления производится следующим образом:

– отклонить рычаг 14 (рис. 8.21) на угол (18 ± 3)° вперед по ходу трактора (соответствует размеру 85 ± 5 мм между кожухом муфты сцепления и осью отверстия под палец) и соединить его регулировочной тягой 16 с рычагом на кожухе муфты сцепления;

– отрегулировать длину тяг 13 так, чтобы риски на рычагах 10 совпали со средними рисками на корпусах валиков фиксаторов. При этом рычаги повернуты вперед по ходу трактора на угол 30° от вертикального положения. Угол 30° соответствует закрытому положению блокировочного механизма.

Проверить ход педали муфты сцепления при работающем дизеле: педаль должна без заедания возвращаться в исходное положение. При заедании педали следует проверить, правильно ли установлены тяги и нет ли заедания их в проушинах рычагов 10 от действия предохранительных пружин при неполном включении передач или зависании фиксаторов.

Читайте также:  Иж каблук технические характеристики

Ход педали, равный 100+30 мм, должен обеспечивать при работающем дизеле возможность переключения рычагов КП.

Проверить работу сервомеханизма при работающем дизеле. Шток сервомеханизма должен быстро и четко возвращаться в исходное положение после снятия усилия с педали.

Регулирование механизмов управления поворотом. Механизм управления поворотом регулируют с целью исключения пробуксовки бортовых фрикционов при их неполном включении, а также при увеличенном усилии на рычаге управления 15 (рис. 8.23).

Рис. 8.23. Регулирование механизма управления поворотом и тормозов:

1 – гайка шаровая; 2 – рычаг; 3 – сервомеханизм; 4 – лента тормоза; 5 – пружина; 6 – тяга тормоза; 7 – тяга сервомеханизма; 8 – тяга тормоза внутренняя; 9 – гайка регулировочная; 10, 23 – вилка; 11, 17 – упор; 12 – рычаг двуплечий; 13 – механизм управления поворотом; 14 – рычаг стояночного тормоза; 15 – рычаг механизма управления поворотом; 16 – педаль тормоза; 18, 22 – контргайка; 19 – рычаг наружный; 20, 24 – палец; 21 – тяга регулировочная; 25 – рычаг; 26 – болт установочный; 27 – вилка регулировочная; 28 – болт регулировочный; А – зазор между регулировочной гайкой и упором не более 2 мм (обеспечивается подгибкой упора); В – свободный ход рычага механизма управления поворотом

Регулирование механизма управления поворотом заключается в установке свободного хода рычага 15. Свободный ход рычага, замеренный по концу рукоятки на новом тракторе должен быть равен от 55 до 80 мм вправо и влево от вертикального положения, а усилие на рычаге при управлении поворотом трактора не должно превышать 70 Н (7 кгс).

В процессе эксплуатации из-за износа дисков бортовых фрикционов происходит уменьшение величины свободного хода, а также возможное увеличение усилия. При уменьшении свободного хода до 35 мм или увеличении усилия свыше 70 Н (7 кгс) произвести регулирование.

Регулирование проводить при остановленном дизеле в следующей последовательности:

– снять крышки люков корпуса бортовых фрикционов;

– вращением шаровых гаек 1 рычагами 2 переместить поршни сервомеханизма до упора в золотники;

– замерить люфт механизма управления поворотом, который при замере по концу рукоятки рычага 15 должен быть не более 30 мм вправо и влево от вертикального положения;

– вращением шаровых гаек 1 в обратном направлении установить свободный ход рычага 15, равный, с включенной в него величиной люфта, от 75 до 100 мм вправо и влево от вертикального положения.

Если при указанном регулировании выявлено, что люфт механизма управления поворотом более 30 мм или не устранено повышенное усилие на рычаге управления, тогда необходимо полное регулирование механизма в следующей последовательности:

– снять крышки люков корпуса бортовых фрикционов, сиденье тракториста вместе с опорой и панели пола;

– отсоединить тяги 7 сервомеханизма (или укоротить их, создав зазор между тягой и толкателем сервомеханизма);

– установить рычаг 15 на защелку;

– вращением шаровых гаек 1 рычагами 2 переместить поршни до упора в золотники;

– установить тяги сервомеханизма без осевого люфта, отрегулировав их длину регулировочными вилками 27. При этом положении тяг люфт по концу рукоятки рычага 15 не должен превышать 30 мм вправо и влево от вертикального положения;

– замеры производить, сняв рычаг 15 с защелки;

– отрегулировать свободный ход, как указано выше.

Если в процессе эксплуатации после проведения полного регулирования люфт превышает 30 мм, его необходимо восстановить, заменив изношенные детали в механизме управления поворотом.

Для регулирования тормозов:

снять крышки люков на верхнем листе корпуса бортовых фрикционов;

– завернуть болты 1 в днище корпуса бортовых фрикционов до касания лент тормозов наружных барабанов, после чего отвернуть их на 1–1,5 оборота и законтрить;

– отрегулировать зазор между лентой и наружным барабаном вращением регулировочной гайки 9.

При нормально отрегулированном зазоре тормозные ленты не должны касаться барабанов, ход рычага 15 при затяжке тормозной ленты, замеренный по концу рукоятки, должен составлять от 250 до 290 мм. Ход рычага проверять из крайнего переднего положения при работающем дизеле и выключенном соответствующем бортовом фрикционе.

После регулирования зазора тормозных лент необходимо проверить работу стояночного тормоза, при полностью затянутых лентах тормозов зуб рычага механизма управления поворотом должен входить в первую или вторую впадину защелки. Тормоза требуют регулирования, если зуб рычага устанавливается в третью впадину защелки стояночного тормоза.

Регулирование положения педали тормоза. При выключенных тормозах педаль должна быть расположена под углом (60 ± 5)° к полу кабины. При необходимости в регулировании следует снять коврик кабины, накладку гидрораспределителя и правую переднюю панель.
Расшплинтовать палец 24 и отсоединить тягу 21. Ослабить контргайку 18 и вращением упора установить требуемое положение педали. Ослабить контргайку 22 и, вращая вилку 23, добиться положения, при котором между пальцем 20 и проушиной не будет зазора. Затянуть контргайку и вставить шплинт в палец.

Проверить работу педали: педаль должна быстро и свободно возвращаться в исходное положение. Педаль 16 не должна перемещаться при переводе рычага 15 на себя.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector