No Image

Устройство бензовоза в разрезе

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 марта 2020

Бензовоз – это машина с прицепом или полуприцепом, предназначенная для безопасной перевозки горюче-смазочных материалов. Машина укомплектована особой емкостью – цистерной, рассчитанной для перевозки и хранения жидкого горючего. Как правило, в этот разряд входят керосин, дизтопливо, бензин.

Бензовоз укомплектован цистерной, которая имеет маркер, информирующий об объеме горючего, а также клапан дыхательный, потому что полость цистерны может сообщаться с наружной атмосферой, что предохраняет ее от риска возникновения чрезмерного давления. Кроме этого, к емкости присоединяются патрубки с задвижками быстрого действия и отстойники с системой водоотделения. Чтобы предупредить возгорание, к цистерне присоединяются средства для тушения пожаров и заземляющие устройства.

Чаще всего объем цистерны бензовоза с прицепом бывает от 1200 до 8000 литров. Вместительность цистерны бензовоза с полуприцепом бывает от 7000 до 30000 литров. Большеразмерные емкости, вмещающие более пяти тысяч литров, укомплектованы волнорезами прямыми и перпендикулярными, расположенными вдоль корпуса. Эти специальные перегородки снижают силу гидравлических ударов.

В транспортировку жидких грузов входят жидкости от пищевых до химических. Но в подобных перевозках общее то, что цистерна для транспортировки должна быть герметичной. Особенно важно это требование при перемещении опасных грузов и горючих материалов – в этом случае недопустимо даже испарение. Подобные меры безопасности защищают не только от аварийных ситуаций, но и предотвращают загрязнение окружающей среды.

Нередко от цистерны требуется сохранение определенной температуры, чтобы перевозимая горючая жидкость не испарялась. Цистерна наполняется двумя способами: нижним и верхним. Это зависит от ее устройства. Залив жидкости снизу происходит при помощи особых шлангов-адаптеров, которыми комплектуется бензовоз. Обычные шланги в этом случае не годятся.

Конструкция бензовоза

Как сказали выше, бензовозы сконструированы для перевозки горючих жидких веществ третьего класса опасности. Поэтому к такому виду техники применяются особые требования пожарной безопасности и сохранности груза.

Например, внизу емкости бензовоза предусмотрены специальные клапаны, которые называют донными. Они герметично закрыты большую часть времени, так как защищают от повреждения бензиновые трубы, иначе может произойти утечка горючего.

Каждый бензовоз для безопасности оснащается специальным защитным устройством, которое предохраняет часть емкости и защищает топливный бак. Кроме этого, на бензовозах устанавливается экранированная система проводки и проблесковый маячок.

Для буксировки и перемещения бензовозов используются тягачи, на которые установлены моторы третьего экологического уровня по евростандарту. Дополнительно устанавливается выхлопная труба в соответствии с требованиями. Она размещается или впереди рядом с правым выхлопом, или сразу за кабиной справа. На трубу надевается гаситель искры для большей безопасности.

В комплект оснащения бензовоза в обязательном порядке входят емкости для песка и огнетушители. Песок необходим совсем не для тушения возгораний – для этого служат огнетушители. Песок нужен для присыпания горючих жидкостей в случае их утечки, чтобы связать вещество и не позволить растечься или испариться.

УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ТОПЛИВНЫХ АВТОЦИСТЕРН

Автомобильные цистерны состоят из трех основных частей (рис. 3.14): силовой установки, шасси и специального оборудования. Прицеп и полуприцеп-цистерна состоят из элементов несущей системы и специального оборудования. В качестве элементов несущей системы используют базовые шасси прицепов, полуприцепов или саму цистерну с элементами колесного хода.

Силовая установка является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля-цистерны и привода насоса.

Шасси представляет собой совокупность механизмов, обеспечивающих движение и управление автомобиля-цистерны, и элементов несущей системы, служащих для размещения специального оборудования.

Читайте также:  Как снять передний бампер рено логан

Специальное оборудование автомобиля-цистерны включает устройства и системы, обеспечивающие сохранность качества транспортируемых топлив и сокращение затрат времени и труда на выполнение сливо-наливных операций:

• цистерна в сборе;

• крышка горловины цистерны в сборе;

• гидравлическая система с насосом и арматурой технологической обвязки;

• комплект вспомогательного оборудования (КИП, рукава, шланги, ящики, пеналы);

• комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП);

• комплект противопожарного оборудования.

Рис. 3.14. Автомобиль-цистерна АЦ-8,7-5320:
1 огнетушитель; 2 — напорно-всасывающий рукав; 3 — дренажная система;
4 — реечный указатель уровня; J — специальное электрооборудование; 6 — цистерна; 7 — шасси; 8 — пенал; 9 — цепь; 10- лестница; 11 — брызговик; 12 — коммуникации; 13 — щиток; 14 — заземляющее устройство; 15 — табличка

Рис. 3.15. Принципиальная технологическая схема транспортной автоцистерны: 1-6 — задвижки; 7 — вентиль; А — напорно-всасывающий патрубок; Б — напорный патрубок; В — трубопровод для наполнения и опорожнения; ГК — гидроклапан; П — поплавок; КЗ — клапан золотниковый; КУ — кран управления

Цистерну в сборе устанавливают вместо грузового кузова на раме базового шасси и закрепляют таким образом, чтобы их продольные оси находились в одной вертикальной плоскости. Это необходимо для равномерного распределения нагрузки на правый и левый лонжероны рамы. Расположением цистерны в горизонтальной плоскости рамы базового шасси достигаются допустимые нагрузки на переднюю и заднюю оси.

Цистерна крепится к раме специальными устройствами, предотвращающими возникновение в ней недопустимых крутящих моментов во время движения.

Горловина цистерны обеспечивает: доступ во внутреннюю полость цистерны для осмотра ее поверхностей и выполнения ремонтных работ; компенсацию температурного расширения транспортируемых топлив. Горловина закрывается крышкой. На крышке горловины имеются дыхательные клапаны, устройство крепления реечного указателя для замера уровня в цистерне, штуцер для подсоединения трубопроводов газовой обвязки и наливные люки. На цистерне установлены площадки и лестницы для доступа к горловине.

Гидравлическая система транспортной цистерны, обеспечивает выполнение сливо-наливных операций и состоит из самовсасывающего насоса, арматуры и трубопроводов. Технологическая схема автоцистерны показана на рис. 3.15, а топливозаправщика — на рис. 1.7.

Самовсасывающий насос устанавливается в основном на автомобилях-цистернах и полуприцепах-цистернах. Его привод осуществляется от двигателя базового шасси через коробку отбора мощности и карданный вал. На прицепах-цистернах устанавливают ручные поршневые насосы для выдачи нефтепродуктов в мелкую тару и выполнения зачистных работ.

Комплект узлов и деталей электрооборудования обеспечивает освещение рабочих мест, сигнализацию предельного уровня нефтепродукта в цистерне, габаритное освещение и т.п.

Размещение элементов гидравлической системы и электрооборудования на автомобильных цистернах зависит от типа базового шасси, состава и размещения специального оборудования изделия и др.

Для подсоединения автомобильных цистерн к резервуарам нефтебаз и АЗС предусмотрены напорно-всасывающие рукава, которые состоят из секций и в транспортном положении укладываются в пеналы. С обоих концов рукава закрываются заглушками. Пеналы крепятся к цистерне с двух сторон на специальных кронштейнах.

Понятие «спецтранспорт» настолько емкое, что подразумевает все многообразие автотехники, используемой в нефтегазодобывающем комплексе, строительстве, сфере транспортных услуг, заправке автомобильного и воздушного транспорта и других областях. Одним из главных подвидов спецтранспорта являются автоцистерны. О них и пойдет речь в сегодняшнем обзоре.

Назначение автоцистерн

Семейство автоцистерн лишь на взгляд дилетанта может показаться простым и однородным. На деле же это целый мир не только заурядных, но и совершенно уникальных конструкций, ничего общего с примитивными бочками прошлого века не имеющий. По численности и классификации автоцистерны не уступают большинству других образцов спецтранспорта. А происходит это многообразие от задач, для решения которых маленькими и большими фирмами и компаниями с государственной, частной и другими формами собственности проектируются и строятся емкости на колесах.

Читайте также:  Шаровые опоры меняются парой или одна

В зависимости от перевозимых грузов цистерны могут быть разделены на две группы:

  • общего назначения – для перевозки широкой номенклатуры нефтепродуктов;
  • специальные – для перевозки отдельных видов грузов.

Цистерны общего назначения, в свою очередь могут подразделяться на:

  • цистерны для перевозки светлых (бензин, лигроин и т.п.) и
  • тёмных (нефть, минеральные масла и т.п.) нефтепродуктов.

Общеизвестно, что первые бочки-прицепы и цистерны на автомобильном шасси использовались только для транспортировки жидких продуктов питания (молоко, квас, питьевая вода) да различных нефтепродуктов (мазут, керосин, бензин). Они представляли собой лишь металлические емкости цилиндрической формы с одной или двумя заливными горловинами и в лучшем случае — со сливным краном. В отличие от первых образцов, современные автоцистерны стали сложнее по форме и конструкции, используемым материалам и применяемому вспомогательному оборудованию.

Сегодня уже никого не удивишь многоосным полуприцепом-цистерной из нержавейки, способным перевозить такое же количество жидкости, как железнодорожная цистерна. При этом некоторые образцы техники могут поддерживать внутри емкости заданную температуру и влажность воздуха, гасить колебания при транспортировке, дозировать жидкость при разгрузке.

Специальные цистерны разделяются на:

  • цистерны для перевозки: вязких грузов;
  • пищевых продуктов (молоко, патока, спирт, вина);
  • кислот (азотная, соляная, серная и др.);
  • сжиженных газов (пропан, аммиак, и др.);
  • затвердевающих (пек, капролактан и др.);
  • некоторых других грузов.

Сфера применения современных автоцистерн очень широка, но основными областями считаются кратковременное хранение, транспортировка и дозированная выдача жидких продуктов. Назначение самих автоцистерн определяет область их использования и, в частности: для светлых нефтепродуктов, нефти, газа, масел, битума, цемента, мазута, пищевых, технических и агрессивных жидкостей.

Конструктивные особенности

В зависимости от сферы применения, каждый вид автоцистерн имеет свои конструктивные особенности. А определяются они и изготавливаются в строгом соответствии с требованиями ГОСТов и утвержденных нормативных актов.

Причем регламентируются не только габаритные размеры, грузоподъемность, волнорезы, механическая прочность и нагрузка на ось. Особое внимание уделяется безопасности перевозок в соответствии с ДОПОГ (Декларация о перевозке опасных грузов). От этого и отталкиваются производители.

В настоящее время существует несколько видов сечения цистерн: в форме эллипса, строгого круга, так называемого чемодана (квадрат или прямоугольник со скругленными краями), а также переменного сечения.

Каждый вид сечения цистерны определяется основными техническими характеристиками базового шасси либо автомобиля, либо прицепа, либо полуприцепа. В первую очередь берутся во внимание такие параметры, как грузоподъемность, нагрузка по осям, длина рамы.

Несущая и рамная: что лучше?

В последние годы широкое распространение получили полуприцепы-цистерны. Их можно встретить как на одноосной, так и на четырехосной платформе, хотя иногда попадаются и «сороконожки». Но самыми многочисленными, пожалуй, являются автоцистерны на базе двух- и трехосных полуприцепов. Объяснение таким приоритетам простое — соображения практичности.

Все полуприцепы-цистерны, независимо от параметров и страны-производителя, имеют рамную или несущую конструкцию. Однозначно сказать, какая из них лучше, невозможно: и у той, и у другой есть свои плюсы и минусы.

Читайте также:  Размеры аккумулятора ваз 2114

Рамная конструкция позволяет эффективно использовать полуприцеп-цистерну на зыбких поверхностях, скажем, на песке или торфянике. Еще один неоспоримый плюс — защита огромной емкости краями платформы полуприцепа. В то же время указанная конструкция не позволяет увеличить полезный объем цистерны без увеличения грузоподъемности шасси. Есть минус и в отношении устойчивости: из-за высокого центра тяжести приходится снижать скорость транспортировки, с большей осторожностью маневрировать (особенно на трассе). Да и при прямолинейном движении по шоссе и сильном боковом ветре цистерна «гуляет» из стороны в сторону.

Несущая конструкция, напротив, характеризуется низким центром тяжести. Это обеспечивает ей эффективное распределение нагрузки на седельное устройство тягача и оси базового полуприцепа. А за счет переменного сечения цистерны появляется возможность увеличить полезный объем цистерны без увеличения грузоподъемности шасси. Другой немаловажный аспект состоит в том, что защита цистерны обеспечивается боковыми залицовками (противоударная бронезащита) и противоподкатными брусьями (по бокам и сзади). Однако использовать указанную конструкцию на зыбких (сыпучих) поверхностях нежелательно.

Используемые материалы

Говорят, голь на выдумку хитра. И действительно, какие только материалы не используются при изготовлении цистерн! Для изделий последнего десятилетия и в России, и за рубежом чаще всего применяют различные виды стали: черную углеродистую, нержавеющую, низколегированную. Но не только их. В почете у производителей высокопрочный алюминиево-магниевый сплав. Вообще, материал, из которого изготавливается цистерна, зависит от физических свойств и массы перевозимого продукта, области ее применения и в обязательном порядке — от климатических условий. Как нельзя сделать обувь, одинаково пригодную и для пляжа, и для ледовой арены, так нельзя соорудить автоцистерну, которая окажется максимально эффективной и на Крайнем Севере, и на экваторе.

Объем и шасси

Удивительно, но факт: цистернами называются и небольшие бочки, объем которых составляет всего один-два кубометра. Такие емкости чаще всего монтируются на базе коммерческих автомобилей городского назначения. В Европе, например, их используют представители мелкого и среднего бизнеса для оперативной доставки прохладительных напитков и пива. В почете они и у коммунальщиков, озабоченных уборкой улиц в условиях плотной застройки. Да мало ли где еще используются такие «карлики».

Что касается других бочкообразных, то их объем может достигать 40 м3. Такие емкости применяются в промышленном и гражданском строительстве, сельском хозяйстве, военной и «штатской» авиации — словом, везде, где в них существует потребность.

Объем транспортируемой цистерны напрямую зависит от грузоподъемности базового автомобильного шасси и платформы прицепа или полуприцепа. А в качестве базы для автоцистерн используется практически любое шасси отечественного и зарубежного производства: от российской «Газели» до американского «Петербилта».

Список заводов и фирм, выпускающих автоцистерны на нашем континенте, огромен. Да что на континенте — даже на территории СНГ их счет идет на десятки. Достаточно вспомнить российские ОАО «ГРАЗ», ЗАО «Бецема», «Алексеевка Химмаш», Экспериментальный Ржевский, а также Воскресенский и Людиновский машиностроительные заводы, челябинскую «Строймашину» и НефАЗ из Татарстана. Отдельные виды цистерн производят в Беларуси и на Украине. И хотя новые фирмы по выпуску такой спецтехники появляются очень редко, число наименований неуклонно растет.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector